Какие «красные флаги» в поведении подростка должен замечать каждый родитель?
Какие «красные флаги» в поведении подростка должен замечать каждый родитель? На эти вопросы в преддверии ЕГЭ ответил врач-психиатр Дмитрий Галкин
Депрессия бывает двух видов: как заболевание и как синдром. Депрессия как заболевание — появляется сама по себе и не зависит от внешних факторов. А вот школьные переживания в подростковом возрасте, страх перед экзаменами — все это может привести к хронической усталости, а та, в свою очередь, к синдрому депрессии. И такого, по словам врача-психиатра Дмитрия Галкина, среди молодых людей сегодня становится все больше.
Перегруз
Интенсивная учеба в школе — серьезная нагрузка на человека. Мы хотим отдохнуть и берем в руки смартфон или садимся за компьютер. Но гаджеты продолжают нагружать мозг и после школы. В итоге получается, что подросток почти не отдыхает, разве что только в короткий период сна. А когда дело доходит до перегрузки нервной системы, теряется и сон. Всем родителям знакомо, когда маленький ребенок переиграл или сходил, например, в цирк — и получил большое количество эмоций. Он ночью плохо спит, вскрикивает и т.д. У подростков то же самое. Перегрузил мозг — нет сна — человек не восстанавливается.
Я ежик
Так появляется первый «звоночек» — раздражительность. Ребенок «отстреливает» всех и вся «на подлете» — людей, которые могут нагружать его домашними заботами, чего-то требовать и т.д. «Не трогайте меня, я ежик» — это защитная реакция организма, который не выдерживает каких-то задач и старается их минимизировать. Раньше ребенок ходил куда-то помимо школы, а тут говорит: «Нет, мам, я не могу, устал, неинтересно». При том не меняет круг интересов, а просто отказывается что-либо делать. Умственные задачи в таком случае теряются первыми, потому что они более затратны, чем физические: «На плавание сил у меня еще как-то хватает — там руки-ноги работают, голова отдыхает. А вот на шахматы — уже нет».
Болит — не болит
Дальше сил не остается уже и на обязательные вещи, и страдает успеваемость в школе. И это второй «красный флаг». Ребенок скатывается в учебе, может проспать, перестает следить за собой, убираться в своей комнате и т.д. У него может болеть голова перед школой, а как только выходные — не болит. Беспокоит живот в школе, а как только отпуск — все нормально. Причем у детей оно и в самом деле болит: может даже подниматься высокая температура.
Ребенок может один день болеть, а на второй — выздороветь. То есть он не хочет ментальной нагрузки настолько сильно, что начинаются соматические проблемы.
Положительные эмоции остаются разве что от YouTube или Tik Tok — короткие смешные видео дают немного позитива, но продолжают напрягать мозг.
«У нас благополучная семья — у нас проблем быть не может!»
А теперь представьте, что раздраженный, уставший ребенок, который не нашел контакта с одноклассниками, приходит домой, и там его начинают ругать за плохие оценки. Или даже не ругать, а сильно давить на то, что нужно больше заниматься. Ребенок не находит поддержки и дома. И начинает чувствовать себя одиноким.
Частая история: родители работают — не до детей. Школа, потом развивашки — вроде дети пристроены. В сознании многих именно так строится благополучная семья. «На самом деле благополучная семья — это когда папа и мама занимаются детьми, — отмечает врач-психиатр Дмитрий Галкин. — Это не значит, что они должны бросить свою работу и сидеть играть в куклы или кубики. Это значит, что они должны вместе с детьми выполнять в том числе взрослую работу — поход с папой в гараж или на рыбалку, готовка с мамой и т.д. Тогда ребенок чувствует себя внутри системы, коллектива, он эмоционально и психически защищен. Не зря говорят: «один в поле не воин». Ребенку важно на кого-то опереться.
У одиночек шанс попасть в невроз намного больше. И тогда может наступить третья стадия, самая опасная. Когда душевную боль подросток пытается компенсировать физическими повреждениями — порезы лезвием, ковыряния, царапины и т.д. Это уже говорит о глубоких серьезных проблемах, с которыми ребенка нужно хватать и бежать к специалисту. И родители не должны этого бояться».
Советы врача
Не перегружайте детей после школы. Предпочтение стоит отдавать физическим, а не умственным занятиям. Велосипед, самокат, даже помощь по огороду. А самый лучший вариант — командные игры (футбол, баскетбол и т.д.). Они хороши своей эмоциональностью — такие эмоции очень хорошо разгружают мозг, отмечает врач-психиатр Дмитрий Галкин.
Второй совет: вытащить детей из комфортной зоны гаджетов. В цифровой среде можно быстро познакомиться с кем-то, так же быстро поругаться и уйти. Это ни к чему не обязывающее общение. Ни тебе казаков-разбойников на улице, ни «войнушки». В гаджетах человек теряет способность к социальным навыкам. Как результат, сегодня дети в 7-8 классе могут не знать фамилии своих одноклассников…
Зачем идти и добиваться чего-то за пределами дома, когда в «Майнкрафте» у тебя на счету куча денег, ты можешь стать кем угодно и построить себе что захочешь? Но стоит выйти на улицу, как подросток понимает, что навыки, полученные в игре, в жизни ему не очень-то помогают.
И, наконец, семья. Последняя по списку, но первая по значимости. Разговаривайте с детьми, интересуйтесь их жизнью, привлекайте к семейным делам и отдыхайте вместе. Чтобы дом стал тем местом, где ребенку хорошо и спокойно, где он может «зализать» свои раны, а не воевать еще на один фронт.
Если Вы заметили самоповреждения на теле подростка — надо, не откладывая, обратиться за помощью к врачу.
https://ngregion.ru/vospitanie/odin-v-pole-ne-voin