Как повлияет замена школьного учителя на персональный виртуальный наставника?
Как повлияет замена школьного учителя на персональный виртуальный наставника?
На вопрос отвечает детский психиатр врач высшей категории Кулебякина Екатерина Николаевна
Недавно в публичном пространстве сильно разоткровенничался генеральный директор Open AI господин Альтман.
Он сообщил, что всего лишь через несколько тысяч дней, т.е речь идёт о двух-трёх годах, в жизнь человеческого сообщества на полных правах войдёт сверхразум.
Альтман имеет ввиду искусственный интеллект.
В частности, с его слов, у каждого школьника появится персональный виртуальный наставник, который будет с ним общаться на любом языке, с разной степенью интенсивности, с заданной мимикой, с удобными для конкретного ребёнка словесным рядом, шутками и сравнениями.
Несколько лет назад о тяжёлых последствиях подобной школьной трансформации мне говорила врач-психиатр высшей категории Екатерина Николаевна Кулебякина.
Ниже - её мысли на этот счёт…
В недалёком будущем традиционные школьные учебники собираются поменять на цифровые. А также, что гораздо страшнее, заменить традиционный межличностный обучающий процесс некой обучающей программой, которая якобы будет анализировать индивидуальные возможности ребёнка и составлять план его индивидуального развития.
Замечательная «замануха» для родителей, мечтающих об индивидуальном подходе к каждому учащемуся.
Цифровизация в школе преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности. В качестве примеров, должных вызвать восторг и полное доверие, приводят Южную Корею и США.
Многие с насторожённостью воспринимают подобный «прогресс» – и не зря. Конечно, не страшно, если бумажный учебник будет записан на флешку.
Но электронное устройство, открывающее его, будет подключено к ГИС (Государственной информационной системе), а значит, иметь выход в интернет. Справятся ли школьники с соблазном воспользоваться интернетом вместо урока?
Дети сегодня с лёгкостью взламывают пароли и обходят родительские интернет-запреты.
Но какая беда всё больше поражает наших неглупых интернет-продвинутых детей?
Интернет-зависимость. Ребёнок не хочет общаться со сверстниками, а потом и с родными, всё свободное время проводит в соцсетях, отстраняется от жизни своей семьи, становится всё более безразличным, эмоционально холодным во взаимоотношениях.
Этих детей выхолащивает интернет: ведь общаясь с человеком напрямую, возникает необходимость в сопереживании, умении разделить радость или печаль собеседника, а это требует какой-то жертвы, каких-то затрат.
А в соцсетях всё просто: выбрал нужный смайлик – и нет вопросов.
Ещё одна проблема, грозящая превратиться в беду: задержка речевого развития у детей.
Двадцать лет назад двухлетний ребёнок, читающий стихи Барто, ни у кого не вызывал особого умиления – таких было немало. Сейчас таких – единицы.
Из 10-15 детей только 1-2 ребёнка могут назвать знакомое животное, многие двухлетние дети используют в своей речи всего 5-10 слов (мама, папа, баба, дай, пить, ам-ам – норма годовалых детей для поколения нынешних родителей), хотя неплохо понимают обращённую речь (приносят нужную игрушку, могут показать части тела).
Возникает вопрос: почему? Ответ очевиден на улицах города: большинство мам одной рукой везут коляску, а в другой держат смартфон. Чадо глазеет по сторонам, мама интересно проводит время, а если надо ответить на лепет малыша – отвечает, не отрывая глаз от экрана.
И вот тут-то кроется корень проблемы: чтобы развивалась речь у ребёнка, ему недостаточно слышать её, он должен видеть мимику и артикуляцию матери, чтобы за счёт работы «зеркальных» нейронов активизировалась его собственная артикуляция.
Никакие аудиоигрушки не научат ребёнка говорить, если он не видит лица разговаривающего человека. Возможности «зеркальных» нейронов ещё не полностью изучены, вокруг них много мифов, но безусловно одно: именно «зеркальные» нейроны передают навыки речи, мыслительных операций от взрослого человека ребёнку.
Именно так: «зеркальные» нейроны взрослого передают информацию «зеркальным» нейронам ребёнка, которые, в свою очередь, запускают работу нужных зон коры мозга. Если информация будет подаваться ребёнку с другого источника, «зеркальные» нейроны не включатся.
То же самое происходит во время учебного процесса: если при подаче учебного материала не участвовали «зеркальные» нейроны педагога, то не включатся мозги учеников. Попробуйте-ка заменить объяснения учителя по новому материалу аудиозаписью, а потом дайте ученикам проверочную работу. Результат вас сильно огорчит.
Ещё один бич нашей цивилизации – аутизм. Двадцать лет назад аутизм встречался у одного ребёнка из пяти тысяч, сейчас – у одного из 50.
Раньше основным контингентом детского психиатра были умственно отсталые дети, но сейчас аутисты уверенно обгоняют их.
По состоянию на 2012 год в США у каждого пятидесятого жителя был диагностирован аутизм. На территории Южной Кореи такой диагноз был поставлен каждому 38-му жителю.
По данным ВОЗ, во всём мире в 2012 году аутизмом страдал 1 из 88. Откуда такое существенное расхождение с данными по всему миру у столь продвинутых стран?
А ведь именно эти страны являются передовыми в цифровых технологиях. Та самая «цифровизация», в которую обещают загнать всех нас, там уже состоялась, и результат заставляет содрогаться.
По прогнозам ВОЗ, к 2025 году аутистом может быть один из тридцати новорождённых. Господа, вдумайтесь! Из чьих зарплат станут начислять пенсии через 20-30 лет, если мы доживём до обещанных 63-68 лет?
Замещение цифровыми технологиями естественной передачи знаний от старшего поколения младшему неизбежно приведёт к утрате навыков самостоятельного мышления.
В результате подрастающее поколение станет всего лишь частью матрицы, управляемой силой, которая контролирует цифровые и информационные потоки уже сейчас. А это угрожает не только суверенитету страны, но и каждому человеку в отдельности.